5 мая заместитель Министра транспорта РФ - руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский провёл встречу с Генеральным секретарем Международной морской организации Китак Лимом

5 Мая 2017

В Ванкувере в ходе третьей Министерской Конференции Парижского и Токийского меморандумов о взаимопонимании о государственном портовом контроле заместитель Министра транспорта РФ Виктор Олерский провёл рабочую встречу с Генсеком ИМО Китак Лим.

В. Олерский проинформировал Генсека о том, что Российская Федерация является участницей трех меморандумов о взаимопонимании по контролю судов государством порта (Токийского, Парижского и Черноморского), и одной из первых присоединилась к Токийскому меморандуму. Российская Федерация активно участвует в деятельности меморандумов, в среднем обеспечивая проведение в Парижском меморандуме – 5,5%, в Токийском меморандуме – 3,3%, а в Черноморском меморандуме – более 30% инспекций судов от общего количества инспекций, проведенных в регионе.

В России находится Информационный центр государственного портового контроля Токийского и Черноморского меморандумов, который в полном объеме обеспечивает сохранение и передачу данных, связанных с осуществлением государственного портового контроля, и постоянно совершенствует свою работу. Во Владивостоке в сентябре 2017 года запланировано проведение очередной сессии Комитета Токийского Меморандума, в ходе которой пройдёт также и бизнесфорум с целью обсуждения эффективного взаимодействия органов Госпортконтроля со всеми заинтересованными сторонами. Замминистра пригласил г-на Китака Лима принять личное участие в этой сессии. Генсек ИМО с интересом воспринял приглашение и дал предварительное согласие.

Генсек ИМО передал В. Олерскому свой официальный ответ на обращение Министра транспорта РФ М. Соколова в отношении участия экспертов ИМО в подготовке документов по безопасности мореплавания в Каспийском море. Каспийское море является уникальным замкнутым водоемом. В 1996 году прикаспийские государства, достигнув понимания о неприменимости норм международного морского права на Каспии, прежде всего, Конвенции ООН по морскому праву 1982 года (UNCLOS), приступили к разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Использование международно-правовых актов, регламентирующих вопросы торгового мореплавания, основанных на терминологии UNCLOS, не применимой на Каспийском море, отражается на возможности применения таких актов на Каспии. При этом степень участия прикаспийских государств в международно-правовых актах различна.

Лим Китак принципиально поддержал инициативу России по формированию договорённостей прикаспийских государств о применимости норм морского права на Каспии и предложил механизмы участия ИМО в работе в связи с обращением Министра транспорта Российской Федерации. Замминистра транспорта и Генсек ИМО договорились о дальнейших шагах и, в частности, о возможности проведения встречи представителей прикаспийских государств с экспертами ИМО во время сессий одного из Комитетов ИМО в ближайшее время.

Стороны обсудили предстоящую 30-ю сессию Ассамблеи ИМО (27 ноября – 6 декабря 2017 г.), которая будет первой для Китак Лима на посту Генерального секретаря ИМО.

В частности, завершена работа над проектом Стратегического плана Организации на 2018-2023 гг. Комитетом по защите морской среды (КЗМС) введен новый глобальный стандарт по содержанию серы в топливе (не более 0,5 %), который начнет применяться с 1 января 2020 года. Выполнены условия, необходимые для вступления в силу Конвенции о контроле судовых балластных вод 2004 года (вступает в силу 8 сентября с.г.). Расширен членский состав Организации – в конце 2016 года новым полноправным членом ИМО стала Республика Беларусь (всего 172 государства-члена).

Вместе с тем многое еще предстоит сделать. Среди приоритетных задач необходимо выделить решение проблемы сокращения выбросов парниковых газов с судов. В настоящее время возобновилась активная фаза переговоров по данному вопросу: на КЗМС 70 (ноябрь 2016 г.) согласована «дорожная карта», которая закрепила договоренность о создании соответствующей комплексной стратегии ИМО и определила основные этапы ее разработки (2018 год – одобрение первоначального варианта стратегии, 2023 год – утверждение ее окончательной версии).

В этом плане стороны отметили чрезмерную напористость государств-членов ЕС, пытающихся придать соответствующим планам ИМО более амбициозный характер - как в плане сроков, так и их содержательного наполнения. Мотивируется это необходимостью максимально быстро откликнуться на призывы Парижского соглашения по изменению климата 2015 года, которое вступило в силу в рекордные сроки (4 ноября 2016 года) – спустя менее года после его принятия.

Судя по всему, еэсовцы намерены и дальше продолжать эту линию. Об этом, среди прочего, говорит решение (от 16 декабря 2016 года) профильного комитета Европарламента, который фактически в ультимативном виде постановил включить в 2023 году выбросы судов в Европейскую систему торговли квотами в случае, если к 2021 году ИМО не одобрит дальнейшие меры по снижению выбросов. Генсек ИМО подверг критике указанное решение, особо подчеркнув, что любые односторонние и региональные меры подрывают усилия, принимаемые на глобальном уровне.

Избежать перегибов важно и при рассмотрении предложений о запрете использования тяжелого топлива в Арктике. Его введение активно отстаивается рядом экологических организаций, прежде всего, «Друзьями Земли», Всемирным фондом дикой природы и Коалицией чистого судоходства.

Арктические страны в целом выступают за продолжение дискуссии по этому вопросу. Так, на КЗМС 70 констатирована возросшая озабоченность проблемой защиты морской среды Арктики, особенно выделена большая работа, которую проводит Арктический совет.

Генсек ИМО поддержал формат работы над вопросом, прежде всего, через Арктический Совет, поскольку в отличие от площадки ИМО, работа внутри Совета позволяет обеспечить глубокую профессиональную проработку вопроса ограниченным числом действительно заинтересованных государств.

В целом и Замминистра транспорта России и Генсек ИМО выразили удовлетворение уровнем взаимодействия России и ИМО и договорились поддерживать рабочие контакты в дальнейшем.

  • Рейтинг новости: 4
  • Всего голосов:
    6
  • Проголосовать:
    • (Плохо)
    • (Отлично)
  • Ваша оценка: 4