Заместитель Министра транспорта - руководитель Росморречфлота Виктор Олерский выступил на Министерской Конференции по государственному портовому контролю в канадском Ванкувере

4 Мая 2017

В Ванкувере проходит третья конференция министров, ответственных за безопасность мореплавания, стран Парижского и Токийского меморандумов о взаимопонимании о контроле судов государством порта. Помимо представителей стран этих меморандумов в конференции принимают участие наблюдатели из международных организаций и ассоциаций, связанных с мореплаванием. Международную морскую организацию представляет Генеральный Секретарь Китак Лим. Две предыдущие подобные конференции прошли также в Ванкувере в 1998 и 2004 годах.

В своем выступлении В. Олерский отметил, что государственный портовый контроль является действенным инструментом в обеспечении выполнения признанных международных норм и правил судами, заходящими в порты государств, или оперирующими в прибрежных водах. При этом механизмы государственного портового контроля наиболее эффективны, если страны координируют свои действия на региональной основе. В силу своего географического положения Россия участвует в трёх региональных соглашениях о государственном портовом контроле: Парижский, Токийский и Черноморский меморандумы. С начала этого столетия наша страна успешно обеспечивает работу региональных информационных систем для стран Токийского и Черноморского меморандумов, а также оказывает техническую поддержку информационной системы Меморандума западной центральной Африки (Абуджийский Меморандум).

Замминистра официально пригласил участников и наблюдателей Токийского Меморандума и лично Генерального Секретаря ИМО на очередную сессию Комитета Токийского Меморандума, которая пройдёт во Владивостоке в сентябре этого года.

В. Олерский поддержал усилия обеих организаций (Парижский и Токийский меморандумы) по модификации методики подсчета бело-серо-чёрных списков государств флагов по результатам проведённых инспекций судов, но при этом призвал к простому, понятному и прагматичному подходу в обновлённой методике.

В выступлении ещё раз подтверждена позиция России о том, что международным регулятором судоходства может являться только Международная морская организация. Никакие региональные подходы к установлению международных правил неприемлемы. По мнению В. Олерского, региональное регулирование такого вопроса, как уменьшение выбросов парниковых газов с судов, не приведёт к ожидаемому результату, а лишь перераспределит грузопотоки в пользу менее экологичных видов транспорта, например автомобильного.

Государственный портовый контроль обеспечивает исполнение судами и судовладельцами правил, принятых в рамках ИМО. Эта работа будет успешной, только если проверяемые правила понятны и исполнимы. Тем не менее, в последнее время ИМО иногда принимает правила, которые невозможно исполнить к дате их вступления в силу. В этих случаях ИМО просто рекомендует государствам порта не проверять вступившие в силу правила и требования, делая инспекторов государственного портового контроля заложниками некачественного регулирования и называя такой подход прагматичным. В качестве примеров замминистра привёл откладывание таким методом вступление в силу требований по проверке массы груженых контейнеров и Манильских поправок к Конвенции о дипломировании моряков. В. Олерский призвал ИМО более взвешенно и ответственно относиться к разрабатываемым правилам и лучше определять возможность их выполнения к установленному сроку.

По мнению замглавы Минтранса, недавно вступивший в силу Полярный кодекс является хорошим инструментом, и нет особой необходимости его пересмотра в ближайшее время. Особенно это касается идей некоторых экологических организаций по ограничению использования тяжелых сортов нефти и нефтепродуктов в судоходстве. Подобные ограничения, если с ними согласиться, могут просто обречь на вымирание коренное население Арктических регионов. Предложение по регулированию выбросов сажи с судов также необоснованно. Так, один исландский вулкан выбросил в разы больше пепла, чем вся промышленность выбрасывает сажи за несколько лет, а доля судоходства в выбросах в воздух сажи вообще ничтожна.

Электронные документы, электронная навигация, и, наконец, безэкипажные суда становятся реальностью. Органы государственного портового контроля должны быть готовы к этим инновациям. «Когда мы с вами соберёмся на следующую подобную конференцию через очередные 13 лет, электронные документы и автоматические суда будут обычной рутиной. Оба Меморандума уже сейчас должны задуматься о своей работе в таких условиях» – подчеркнул замминистра.

В заключении В. Олерский напомнил, что основную роль в судоходстве и его безопасности играют моряки – люди, посвятившие свою жизнь морю. Необходимо так организовать работу государственного портового контроля, чтобы появление на борту судна инспектора не приносило дополнительных проблем экипажу, а помогало исправить имеющиеся недостатки и обеспечить приемлемый уровень безопасности морякам и судам.

  • Рейтинг новости: 4
  • Всего голосов:
    14
  • Проголосовать:
    • (Плохо)
    • (Отлично)
  • Ваша оценка: 4