Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР)

СБЕР был создан в 1993 году как орган межправительственного взаимодействия России, Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции и Комиссии Европейских сообществ в интересах обеспечения устойчивого развития региона, расширения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области экономики, торговли, науки и техники, окружающей среды и развития транспортной инфраструктуры.

10 сентября 1996 г. в Архангельске представителями стран-членов СБЕР было подписано Совместное заявление министров транспорта стран Баренцева/Евроарктического региона, в который вошли основные направления сотрудничества в области развития транспортной инфраструктуры.

В 1998 году страны-члены СБЕР подписали Меморандум о взаимопонимании по развитию Баренцевой/Евроарктической транспортной зоны (БЕАТА), был сформирован Руководящий комитет СБЕР по развитию БЕАТА, координирующий вопросы международного взаимодействия при реализации региональных проектов в области железнодорожного, автомобильного, воздушного и морского транспорта, модернизации дорог и пограничных пунктов.

Участие России в развитии БЕАТА носит долгосрочный характер и отвечает ее фундаментальным национальным интересам. В этой области Минтрансом России ведется работа по содействию развитию интегрированной транспортной системы Баренцева/Евроарктического региона.

Основная цель БЕАТА - создание в регионе интегрированной транспортной системы - не может быть успешно реализована без развития трансграничного сотрудничества, в рамках которого оборудуются пункты пересечения границы для граждан, транспортных средств и товаров, облегчается визовый режим, улучшается инфраструктура приграничных районов.

Многосторонние проекты сотрудничества в регионе БЕАТА дополняются программами взаимодействия на двусторонней основе.

Исходя из задач БЕАТА в ходе заседания Руководящего комитета 22-23 мая 2012 г. в г. Тромсё, Норвегия, было принято решение о разработке проекта Совместного транспортного плана Баренцева региона (далее - План), основанного на национальных приоритетах, включенных в существующие стратегии и целевые программы каждого государства.

Российская Федерация является председательствующей страной в СБЕР на двухлетний период с октября 2015 г. по октябрь 2017 г.

Центральным событием в области транспорта в рамках российского председательства стали встреча министров  СБЕР и приуроченное к нему заседание Руководящего комитета БЕАТА (20-21 июня 2016 г., г. Архангельск). По итогам была принята совместная декларация о развитии транспорта в Баренцевом регионе.

Приоритеты российского председательства в СБЕР:

1. Продолжение работы, начатой в период норвежского и финляндского председательств над проектом Совместного транспортного плана Баренцева региона, направленной на создание эффективно действующей транспортной инфраструктуры и транспортного сообщения на Севере Европы, построенной с учетом потребностей населения региона, климатических и географических особенностей, транспортных операторов и промышленных предприятий.

2. Повышение уровня безопасности движения, внедрение глобальных спутниковых навигационных систем экстренного реагирования при авариях на формируемых международных автомобильных маршрутах Баренцева региона, в том числе на базе российской системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», выработка предложений по ее возможной стыковке с европейской системой E-Call.

3. Подготовка кадров для предприятий транспортного комплекса, работающих в арктических широтах, включая судоходство.

4. Усиление взаимодействия рабочих органов СБЕР, отвечающих за вопросы транспорта и туризма.

Кроме того, сотрудничество реализовано в формате видеоконсультаций экспертов и очных заседаний РК БЕАТА.

30 мая в Санкт-Петербурге под председательством статс-секретаря – заместителя министра транспорта Российской Федерации С.А. Аристова состоялось заседание Руководящего комитета Баренцевой/Евроарктической транспортной зоны.

Участники рассмотрели состояние дел в работе над проектом Совместного транспортного плана Баренцева региона, обсудили предложения по развитию автодорожной инфраструктуры в регионе, железнодорожных сообщений, расширению взаимосвязи транспортной и туристской отраслей. Выступившие на заседании представители учебных заведений проинформировали о приоритетных проектах в области подготовки кадров для работы на транспорте в северных широтах. Была отмечена необходимость изучения возможности более активного привлечения наиболее перспективных студентов к рассмотрению проектных инициатив. Стороны открыты к обсуждению развития пассажирских сообщений в регионе с участием туристического бизнеса и перевозчиков.

Информация об СБЕР размещена на сайте - http://www.barentscooperation.org