Международная морская организация (ИМО)

Международная морская организация (ИМО) является международной межправительственной организацией ООН. Деятельность ИМО направлена на повышение безопасности морского судоходства и предотвращение загрязнения с судов окружающей среды, в первую очередь, морской.

ИМО образована 6 марта 1948 года в Женеве (Швейцария) с принятием Конвенции о Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО). Конвенция вступила в силу 17 марта 1958 года. На 9-й сессии Ассамблеи этой организации (Резолюция A.358(IX)) ее название было изменено, и с 22 мая 1982 года действует ее нынешнее название.

ИМО является форумом, в котором государства - члены этой Организации обмениваются информацией, обсуждают правовые, технические и иные проблемы, касающиеся судоходства, а также загрязнения с судов окружающей среды, в первую очередь морской.

В настоящее время членами ИМО является 172 государства. СССР стал членом ИМО в декабре 1958 г.

Штаб-квартира расположена в Лондоне (Великобритания).

В 1973 г. при активном участии СССР в рамках ИМО учрежден Комитет по защите морской среды (КЗМС), отвечающий координацию деятельности Организации по предотвращению загрязнения морской среды с судов.

В рамках ИМО действуют ряд комитетов и подкомитетов: по безопасности мореплавания, радиосвязи, поиску и спасению, подготовке моряков и несению вахты, перевозке опасных грузов, сухих грузов и контейнеров, проектированию и оборудованию судов, противопожарной защите, остойчивости и грузовой марке, безопасности рыболовных судов, перевозке жидкостей и газов наливом.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 323 от 3 июня 2003 г. «Об утверждении межведомственного распределения обязанностей по обеспечению участия Российской Федерации в международных организациях системы ООН» Минтранс России назначен «головным» ведомством, обеспечивающим участие России в ИМО и ее органах.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2006 г. № 448 сформировано Представительство Российской Федерации при ИМО. Постоянным представителем Российской Федерации при ИМО является Ю.С.Меленас.

Минтрансом России в рамках ИМО ведется работа в области согласования совместных мер по защите морской среды, повышению безопасности на море, походам к проектированию и строительству судов. Под эгидой ИМО принято свыше пятидесяти международных конвенций и протоколов к ним, более тысячи рекомендаций и кодексов. Важнейшие конвенции ИМО имеют число участников, суммарный тоннаж флота которых составляет более 95 % мирового флота.

Информация об ИМО (цели, задачи, структура, руководящие и отраслевые органы, персоналии, документы, история, новости) размещена на официальном сайте ИМО – http://www.imo.org

В 2015 г. завершилась продолжительная работа над Международным кодексом для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс), который вступил в силу 1 января 2017 г. Полярный кодекс гарантирует высокие стандарты безопасности и сохранения морской среды в таких чувствительных районах мирового океана, как Арктика и Антарктика. Принятие Полярного кодекса стало возможным во многом благодаря усилиям российских специалистов и предоставленной нами информации, базирующейся на многолетнем опыте судоходства в водах Арктики.

К числу значимых результатов последних лет следует отнести и принятие Международного кодекса безопасности для судов, использующих в качестве бункера газ и другие виды топлива с низкой температурой вспышки (IGF Code), который также начал применяться с 1 января 2017 г. Документ отражает основные направления технологического развития отрасли, позволяющие снизить уровень загрязнения окружающей среды и сократить расходы, связанные с эксплуатацией судов. Принятие Кодекса дало техническую возможность унифицированного применения природного газа в качестве моторного топлива на морских судах.

Международная конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 г. вступит в силу 8 сентября 2017 г. Ожидается, что в ближайшие годы это окажет большое влияние на судоходство в плане повышения его расходов, что обусловлено возможным резким ростом спроса на системы очистки балласта, которые в соответствии с Конвенцией в короткие сроки потребуется установить на нескольких тысячах судах.

На 70-й сессии КЗМС достигнута договоренность о создании комплексной стратегии ИМО по снижению выбросов парниковых газов с судов и согласована дорожная карта, обозначившая основные этапы ее разработки.

КБМ 97 (ноябрь 2016 г.) принято решение о разработке новой главы (XV) Конвенции СОЛАС и кодекса по безопасной эксплуатации судов, перевозящих промышленный персонал. Принятие этих документов намечено на 2020 г., вступление в силу – на 2024 г.