Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР)

СБЕР был создан в 1993 году как орган межправительственного взаимодействия России, Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции и Комиссии Европейских сообществ в интересах обеспечения устойчивого развития региона, расширения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области экономики, торговли, науки и техники, окружающей среды и развития транспортной инфраструктуры.

10 сентября 1996 г. в Архангельске представителями стран-членов СБЕР было подписано Совместное заявление министров транспорта стран Баренцева/Евроарктического региона, в который вошли основные направления сотрудничества в области развития транспортной инфраструктуры.

В 1998 году страны-члены СБЕР подписали Меморандум о взаимопонимании по развитию Баренцевой/Евроарктической транспортной зоны (БЕАТА), был сформирован Руководящий комитет СБЕР по развитию БЕАТА, координирующий вопросы международного взаимодействия при реализации региональных проектов в области железнодорожного, автомобильного, воздушного и морского транспорта, модернизации дорог и пограничных пунктов.

Участие России в развитии БЕАТА носит долгосрочный характер и отвечает ее фундаментальным национальным интересам. В этой области Минтрансом России ведется работа по содействию развитию интегрированной транспортной системы Баренцева/Евроарктического региона.

Основная цель БЕАТА - создание в регионе интегрированной транспортной системы - не может быть успешно реализована без развития трансграничного сотрудничества, в рамках которого оборудуются пункты пересечения границы для граждан, транспортных средств и товаров, облегчается визовый режим, улучшается инфраструктура приграничных районов.

Многосторонние проекты сотрудничества в регионе БЕАТА дополняются программами взаимодействия на двусторонней основе.

Исходя из задач БЕАТА в ходе заседания Руководящего комитета 22-23 мая 2012 г. в г. Тромсё, Норвегия, было принято решение о разработке проекта Плана долгосрочного развития транспортной инфраструктуры Баренцева региона (далее - План), основанного на национальных приоритетах, включенных в существующие стратегии и целевые программы каждого государства.

Работа по подготовке проекта Плана одобрена в ходе совещания министров транспорта СБЕР, состоявшегося 24 сентября 2013 г. в г. Нарвике. В ходе встречи министров транспорта СБЕР 29-30 сентября 2015 г. в Рованиеми был рассмотрен проект Дорожной карты СБЕР, дополняющей проект Плана в части развития автодорожной инфраструктуры.

В октябре 2015 года председательство в рамках СБЕР перешло к Российской Федерации.

Центральным событием в области транспорта в рамках российского председательства станут встреча министров  СБЕР 21 июня 2016 г. в Архангельске и приуроченное к нему заседание Руководящего комитета БЕАТА (г. Архангельск, 20 июня 2016 г.).

Приоритеты российского председательства в СБЕР:

1. Продолжение работы, начатой в период норвежского и финляндского председательств над проектом Совместного транспортного плана Баренцева региона, направленной на создание эффективно действующей транспортной инфраструктуры и транспортного сообщения на Севере Европы, построенной с учетом потребностей населения региона, климатических и географических особенностей, транспортных операторов и промышленных предприятий.

2. Повышение уровня безопасности движения, внедрение глобальных спутниковых навигационных систем экстренного реагирования при авариях на формируемых международных автомобильных маршрутах Баренцева региона, в том числе на базе российской системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», выработка предложений по ее возможной стыковке с европейской системой E-Call.

3. Подготовка кадров для предприятий транспортного комплекса, работающих в арктических широтах, включая судоходство.

4. Усиление взаимодействия рабочих органов СБЕР, отвечающих за вопросы транспорта и туризма.

Информация об СБЕР (цели, задачи, структура, руководящие и отраслевые органы, персоналии, документы, история, новости) размещена на официальном сайте Организации - http://www.beac.st