Устойчивые городские транспортные системы

Министерством транспорта Российской Федерации и Программой развития Организации Объединенных Наций при содействии Глобального экологического фонда начиная с сентября 2012 года совместно реализуется проект «Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России» (Проект), направленный на снижение выбросов в атмосферу парниковых газов посредством улучшения планирования и управления городским транспортом путем создания эффективных систем мониторинга и продвижения экологически чистых видов транспорта.

Финансирование Проекта осуществляет Глобальный экологический фонд через Программу развития Организации Объединенных Наций. Объем финансирования проекта со стороны Глобального экологического фонда составляет 5,4 млн долларов США. Российская сторона выступает паритетно.

Главными результатами проекта являются подготовка на федеральном и региональном уровнях нормативно-правовой базы в поддержку развития низкоуглеродных транспортных средств (автомобилей гибридного типа, заряжаемых от электросети, и электромобилей) в Российской Федерации на основе результатов, полученных в ходе реализации демонстрационных проектов в пилотных городах Проекта Казани и Калининграде.

В 2013-2015 гг. в Казани и Калининграде:

- разработана Комплексная схема организации дорожного движения г.Казани;
- разработана Комплексная схема развития пассажирского транспорта общего пользования г.Калининграда;
- разработан операционный транспортный мастер-план обеспечения мероприятий чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Плана управления перевозками в г.Калининграде с учетом формирования экологического наследия, разработана система единого парковочного пространства в г.Калининграде;
- разработаны методики и стандарты пешеходного и велосипедного движения, разработаны методические рекомендации по развитию транспортно-пересадочных узлов, а также по развитию пешеходных пространств (зон) в городах;
- создана пилотная система мониторинга выбросов парниковых газов автотранспортом в г.Калининграде;
- проводятся Международные Летние школы и обучающие тренинги в пилотных городах.

В 2016 году произведен отбор ещё пяти городов с населением от 500 тыс. до 1500 млн чел: Иркутск, Красноярск, Пенза, Ростов-на-Дону и Тюмень, для тиражирования демонстрационных проектов развития устойчивого городского транспорта, которые призваны развивать рациональное транспортное и градостроительное планирование, обеспечить эффективное функционирование системы городского пассажирского транспорта и перераспределение за счет этого части транспортного спроса населения с использования личного автотранспорта на городской пассажирский транспорт, способствовать созданию условий для немоторизованных передвижений, а также условий для использования альтернативных видов транспорта.

Тиражирование демонстрационных проектов будет осуществляться в соответствии с целями и задачами Проекта и с учетом положений Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года в части приоритетного развития транспорта общего пользования, снижения ущерба окружающей среде, повышения устойчивости транспортной системы России.

Руководство и контроль за реализацией проекта осуществляет Координационный Комитет проекта при Минтрансе России, в состав которого входят представители Минпророды России, МВД России, ФНС России, Минэнерго России, Миндортранса Республики Татарстан, Министерства развития инфраструктуры Калининградской области, ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта», ООО «Литий-ионные технологии», Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета и других органов власти и профильных организаций.

В рамках проекта осуществляют деятельность три рабочих группы:

1. Группа нормативно-правого и технического содействия развитию низкоуглеродных и немоторизированных видов городского транспорта;
2. Группа транспортного планирования городов;
3. Группа разработки методов мониторинга выбросов парниковых газов, транспортных потоков и пассажиропотоков.

Эксперты, входящие в состав рабочих групп, выполняют следующие задачи: разработка предложений по мероприятиям для успешной реализации проекта, обсуждение рабочих планов проекта, подготовка технических заданий, обсуждение результатов по итогам реализации мероприятий в пилотных городах.

Срок реализации проекта рассчитан до 2017 года включительно.

Сайт проекта: http://proecotrans.ru/about/#team

Контактные данные: http://proecotrans.ru/contacts/