Сотрудничество в области транспорта с государствами-членами ЕАЭС

Евразийский экономический союз

29 мая 2014 года в г. Астане президентами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, вступивший в силу 1 января 2015 года.

Вопросы транспортной сферы в Договоре о ЕАЭС регулируются следующими разделами и приложениями:

Раздел XV «Торговля услугами, учреждение, деятельность и осуществление инвестиций» и приложением к нему 16 «Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций»;
Раздел XIX «Естественные монополии» и приложением к нему 20 «Протокол о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий»;
Раздел XXI «Транспорт» и приложением к нему 24 «Протокол о скоординированной (согласованной) транспортной политике».

2 января 2015 года вступил в силу Договор о присоединении Республики Армения к Евразийскому экономическому союзу.

В настоящее время государствами-членами Евразийского экономического союза проводится работа по присоединению Кыргызской Республики к Евразийскому экономическому союзу.

Органами управления Евразийским экономическим союзом являются Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный экономический совет, Евразийская экономическая комиссия и суд Евразийской экономического союза.

Постоянно действующим наднациональным регулирующим органом Союза является Евразийская экономическая комиссия. Основное назначение Евразийской экономической комиссии — обеспечение условий функционирования и развития Евразийского экономического союза, разработка предложений по дальнейшему развитию интеграции.

Евразийская экономическая комиссия имеет двухуровневую систему управления: Совет Комиссии и Коллегия Комиссии.

Совет Комиссии осуществляет общее регулирование интеграционных процессов.

Коллегия Комиссии является исполнительным органом Комиссии, осуществляющим выработку предложений в сфере дальнейшей интеграции в рамках Евразийского экономического союза, и состоит из 12 членов Коллегии, которую возглавляет Председатель Коллегии Комиссии, избираемый на 4 года.

Структурным подразделением ЕЭК по взаимодействию в сфере транспорта является Департамент транспорта и инфраструктуры ЕЭК, работу которого курирует, одновременно возглавляющий Консультативный комитет по транспорту и инфраструктуре ЕЭК, обеспечивающий экспертную проработку вопросов в сфере транспорта и подготовку предложений по их реализации.

В Консультативном комитете по транспорту и инфраструктуре ЕЭК стороны представлены на уровне заместителей министров транспорта. Консультативный комитет по транспорту и инфраструктуре ЕЭК возглавляет Член Коллегии (Министр) по энергетике и инфраструктуре Т.А. Мансуров, делегацию Минтранса России - заместитель Министра транспорта Российской Федерации Н.А. Асаул.

В структуре Консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре ЕЭК созданы подкомитеты по:

- железнодорожному транспорту;
- автомобильному транспорту;
- гражданской авиации;
- водному транспорту;
- логистике и инфраструктуре.

В состав подкомитетов делегированы представители Минтранса России и подведомственных ему федеральных службы и агентств, а также в качестве независимых экспертов – представители транспортных организаций.

Очередное заседание Консультативного комитета по транспорту и инфраструктуре ЕЭК состоялось 29 сентября 2014 г. в г. Алма-Ате, по итогам которого одобрен проект Календарного плана мероприятий по реализации положений раздела «Транспорт» Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, принято решение о продолжении дальнейшей работы по подготовке проекта Программы поэтапной либерализации «каботажных» перевозок и о целесообразности разработки общих подходов к требованиям и порядку выдачи сертификата безопасности на железнодорожном транспорте.

Наряду с этим, отмечена необходимость продолжения работы по устранению имеющихся барьеров, препятствующих перевозкам государств-членов ТС и ЕЭП. Так членами Консультативного комитета принято решение дополнить данный перечень барьером, касающимся въезда российских автотранспортных средств на территорию Китая через пункты пропуска на казахстанско-китайской границе.

Принята к сведению информация о ходе реализации Соглашения об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза от 22 июня 2011 года и о завершении научно-исследовательской работы «Транспортная политика Единого экономического пространства на период до 2020 года: время действий».

Ежегодно Евразийская экономическая комиссии проводит совещания Министров транспорта государств-членов ЕАЭС.

5 декабря 2014 года при участии Министра транспорта Российской Федерации М.Ю. Соколова состоялись Третье Совещание министров уполномоченных органов государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в области транспорта. В ходе заседаний рассмотрены вопросы о завершении научно-исследовательской работы на тему: «Транспортная политика Единого экономического пространства на период до 2020 года: время действий», о Программе поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов Союза, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства-члена (Программа поэтапной либерализации «каботажных» перевозок), о реализации Плана мероприятий по устранению барьеров (проблемных вопросов) в сфере транспорта, препятствующих перевозкам государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, об общих подходах к требованиям и порядку выдачи сертификата безопасности на железнодорожном транспорте, по которым приняты соответствующие протокольные решения.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2014 г. № 58 предусмотрен Рабочий план разработки актов и международных договоров в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Рабочий план).

В части, касающейся сферы транспорта, ведется разработка следующих документов:

1. Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики;
2. Программы поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов Союза, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства-члена;
3. Международного договора о судоходстве.

В сфере транспорта в соответствии с решениями Комиссии Таможенного союза приняты следующие технические регламенты:

№ 710 от 15 июля 2011 г. – «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта», «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (вступают в силу через три года с даты официального опубликования);
№ 827 от 18 октября 2011 г. – «Безопасность автомобильных дорог» (вступает в силу с 15 февраля 2015 года);
№ 877 от 9 декабря 2011 г. «О безопасности колесных транспортных средств» (вступает в силу с 1 января 2015 года);
№ 33 от 15 июня 2012 г. – «О безопасности маломерных судов» (вступил в силу с 1 февраля 2014 года).

Осуществляется разработка следующих технических регламентов Таможенного союза:

«О безопасности легкого рельсового транспорта, трамваев»;
«О безопасности подвижного состава метрополитена».

22 июня 2011 г. в г. Москве подписано Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза.

В результате работы, проведенной с участие Минтранса России транспортный (автомобильный) контроль перенесен на внешнюю границу Таможенного союза с его отменой с 01.04.2011 на российско-белорусском участке границы, а с 01.07.2011 - на российско-казахстанском участке границы.

Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org

Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org